От Белорусского географического общества в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды было подготовлено обращение в связи со строительством дороги по Ольманским болотам.

Белорусские ученые-географы, члены Белорусского географического общества, обеспокоены строительством объекта «Лесохозяйственная автомобильная дорога №3 в Полесском лесхозе», которое с высокой долей вероятности приведет к разрушению типичных ландшафтов республиканского ландшафтного заказника «Ольманские болота».

Согласно пункта 1 Положения о республиканском ландшафтном заказнике «Ольманские болота» (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.1998 № 1737) он образуется «в целях сохранения уникальных ландшафтов Припятского Полесья, включающих самый крупный в Европе цельный лесоболотный комплекс, и ценных сообществ редких и исчезающих видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь».
В научном обосновании учреждения ландшафтного заказника «Ольманские болота», выполненном в 1996 году под руководством кандидата биологических наук М.Е. Никифорова, указывается, что «ландшафты Ольманских болот и окружающих их территорий являются типичными природно-территориальными комплексами Полесской провинции аллювиальных террасированных, болотных и вторично-ледниковых ландшафтов. Их внешний облик, морфологическое строение и пространственная структура соответствуют ландшафтам двух родов: нерасчлененным комплексам с преобладанием болот и древнеаллювиальным». [Научное обоснование…, 1996, стр. 12]

Формирование лесоболотного комплекса связано «с деятельностью многорукавных рек, блуждавших среди песчаных аккумуляций в позднеледниковое время в период спуска вод Полесского водного бассейна и формирования русла р. Припяти. Нередко вдоль древних русел простираются песчаные гряды. В наиболее пониженных частях заболоченных ложбин, особенно в узлах их пересечения, фиксируются котловины спущенных, ныне заторфованных, озерных водоемов» [Научное обоснование…, 1996, стр. 13].
Вышеупомянутые «песчаные аккумуляции» представляют собой уникальные и разнообразные морфологические эоловые формы рельефа: одиночные и соединенные в цепи продольные ветру гряды, кольцевые дюны, дюнные береговые валы, серповидные эоловые образования голоценового возраста, по В.Н. Киселеву, – барханы и палеобарханы.
Таким образом процесс, скорость и направление движения, а также «застаивания» вод, несущих осадочный материал, на котором в дальнейшем происходило нарастание торфяной толщи, самым непосредственным образом предопределялся расположением, размером и формой песчаных минеральных островов, являющихся своего рода «минеральным» каркасом плосковолнистого озерно-болотного ландшафта.
Согласно ТКП 17.12-06-2014, устанавливающему правила выделения и охраны типичных и редких биотопов, типичных и редких природных ландшафтов, природные ландшафты «Ольманских болот» относятся к типичным подгруппы 2.6 «Озерно-болотные ландшафты», для которых определены в качестве основных, подлежащих охране грядово-мочажинные комплексы, комплексы минеральных останцов, типичные участки верховых, переходных и низинных болот. Правилами охраны ландшафтов устанавливаются ограничения, включающие проведение работ, связанных с изменением естественного ландшафта и существующего гидрологического режима.
Строительство дороги связано с прямым разрушением элементов естественного ландшафта – песчаных дюн, которое происходит в границах заказника и за его пределами, так как песок, слагающий дюны, используется в качестве строительного материала при устройстве основания дорожной одежды. Кроме того, происходит «срезка» дюн для устранения перепадов высот по трассе прокладки в границах заказника и за его пределами.
Хорошая сохранность эоловых форм рельефа на территории «Ольманских болот» до настоящего времени объясняется не «отсутствием регулярных ливневых дождей», как следует из отчета ОВОС по объекту «Лесохозяйственная автомобильная дорога № 3 в Полесском лесхозе», а вследствие закрепленности крутосклонов лесной растительностью, уничтожение которой в результате планируемых рубок будет способствовать их разрушению и соответственно изменению естественного ландшафта.
Кроме того, что отдельные природно-территориальные комплексы (ландшафты) состоят из отдельных компонентов географической среды – геологической основы, рельефа, подземных и поверхностных вод, почв, климата, растительности и животного мира, они имеют характерную направленность процессов перераспределения атмосферных осадков, тепла, миграции химических элементов, расселения микроорганизмов и т.д. Ландшафт представляет собой генетически однородную территорию со сложной системой взаимосвязей и взаимозависимостей.
Смену одного ландшафта другим наблюдать невозможно, так как по времени она намного превосходит продолжительность жизни человека. Формирование же и коренное изменение урочищ и фаций происходит на наших глазах. Достаточно незначительно понизить уровень грунтовых вод на болоте, как исчезает влаголюбивое болотное разнотравье, прекращается торфонакопление, изменяются микроклиматические особенности – и все это в течение очень короткого промежутка времени. Постепенно происходит утрата целого регионального комплекса.
Строительство и эксплуатация дороги в такой чувствительной экосистеме как «Ольманские болота» приведет не только к изменению ее структуры и внешнего облика, но и к утрате всего уникального лесоболотного комплекса, имеющего не только региональное, но и общеевропейское значение.
Кроме того, мы полагаем, что строительство дороги на слабонесущей поверхности естественного болота со временем повлечет за собой существенные экономические издержки. Они последуют в результате быстрого разрушения основания дорожной одежды, неизбежного в условиях эксплуатации дороги, проходящей поверх обводненной торфяной толщи с высоким уровнем деформирования в условиях внешнего воздействия.
Считаем, что современная законодательная база, устанавливающая и регулирующая природоохранную и хозяйственную деятельность на особо охраняемых природных территориях (в том числе ТКП 17.12-06-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Территории. Растительный мир. Правила выделения и охраны типичных и редких биотопов, типичных и редких ландшафтов»), а также в пределах редких и типичных ландшафтов на территориях, не имеющих природоохранного статуса, недостаточно полно учитывает глубокие системные вертикальные и горизонтальные связи, определяющие их современный облик и функционирование. Слишком формальный подход (ширина полосы воздействия, радиус призмы воздействия) на отдельные компоненты природной среды не позволяет оценить последствия антропогенного воздействия комплексно, с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей внутри всего природного ландшафта. В связи с этим применение запрета на строительство объектов и сооружений с достаточно стандартной оговоркой «за исключением строительства инженерных и транспортных коммуникаций (в т.ч. для целей ведения лесного хозяйства)», которое может быть приемлемым в пределах незаболоченных равнинных территорий со стабильным гидрологическим режимом, совершенно недопустимо в условиях болотных экосистем, чувствительных даже к незначительным изменениям гидрологического режима. Эти изменения неизбежны при строительстве такого объекта как лесохозяйственная дорога, а между тем запрет на «проведение гидромелиоративных и других работ, связанных с изменением естественного ландшафта и существующего гидрологического режима» на территории заказника установлен Положением о республиканском ландшафтном заказнике «Ольманские болота».
Мы считаем, что определенный ущерб территории заказника уже нанесен в ходе текущего этапа строительства дороги, но еще есть возможность предотвратить непоправимые для уникальных ландшафтов «Ольманских болот» последствия.
Настоятельно просим остановить разрушение уникального ландшафта – крупнейшего в Европе лесоболотного массива, расположенного в пределах заказника «Ольманские болота» и на прилегающей к нему территории, комплексно разобраться в сложившейся ситуации с привлечением всех возможных экспертных оценок технических и научных специалистов различных направлений.
Для решения этой задачи считаем необходимым:
– прекратить строительство лесохозяйственной автомобильной дороги № 3 в Полесском лесхозе;
– отозвать заключение государственной экологической экспертизы, выданное для объекта «Лесохозяйственная автомобильная дорога № 3 в Полесском лесхозе», в связи с недостаточностью комплексного подхода к последствиям строительства при существующих проектных решениях, что подтверждает материалы отчета об ОВОС по объекту «Лесохозяйственная автомобильная дорога №3 в Полесском лесхозе»;
– определить меру ответственности должностных лиц в принятии решений, неоправданных с точки зрения природоохранных интересов, во избежание повторения неприемлемого антропогенного воздействия на экосистемы Беларуси в дальнейшем.